«…Если даже есть талант,
Чтобы не нарушить, не расстроить,
Чтобы не разрушить, а построить,
Чтобы увеличиться: удвоить и утроить,
Нужен очень точный план!»
Отрывок из
песни к радиоспектаклю «Алиса в стране чудес»
22 ноября в Тюмени прошел семинар-тренинг Мирчи Шнайдер «Жизненное планирование». Когда я
обдумывала, как про него написать, моя память стала мне подбрасывать множество
всяческих цитат, воспоминаний,
ассоциаций, связанных с планами. И любопытно то, что все они – из моего
детства. Пока что я не знаю, почему…
1.
«Есть ли у вас план, мистер Фикс?»
«- Есть ли у вас план, мистер Фикс?
- Есть ли у меня план? Есть ли у меня
план?! У меня есть целых три плана!!!»
Если вы помните, так разговаривал сам с собой герой
старого многосерийного мультика «Восемьдесят дней вокруг света».
У мистера Фикса всегда был план, и чаще всего – не
один. А есть ли он у вас?
Этот вопрос задала себе и я, когда узнала о том, что
Мирча Шнайдер приезжает в Тюмень с семинаром-тренингом «Жизненное планирование».
Но, в отличие от мистера Фикса, я не смогла так однозначно ответить на этот
вопрос.
Лично у меня тема планирования всегда пробуждала
скорее неприятные ассоциации… Например, о школьных сочинениях, которые всегда
начинаются с плана. План – это какая-то схема, что-то сухое, скучное, занудное.
Да вдобавок это еще и то, что грузит
меня излишней ответственностью.
Но, с другой стороны, из своего опыта я знаю, что с
Мирчей не соскучишься. И поэтому я решила по-новому взглянуть на эту тему.
2.
«Говорила мне бабушка…»
«Идут
по пустыне Вицин и Моргунов. Идут много дней… Жара, жажда, воды нет на
тысячи километров… Вицин ненадолго отстает от Моргунова, а потом догоняет его…
весь мокрый. Моргунов спрашивает: «Где ты взял воду?» На что Вицин грустно так
отвечает: «Говорила мне бабушка: "Не
писай против ветра!»
Анекдот времен детства
Почему часто наши планы так и остаются на бумаге? Ведь
эта ситуация, я думаю, многим знакома: напланируем чего-то, и вроде все планы
реалистичные, а получается потом – пшик!
Так в чем же дело? …А вы помните, что говорила бабушка?
Оказывается, что для разных дел существуют свои
благоприятные и неблагоприятные периоды. У каждого человека в течение года есть
периоды, когда лучше вообще ничего не начинать, есть периоды, когда надо
особенно внимательно позаботиться о
своем здоровье, есть время, когда особо удачными бывают переговоры, и
так дальше. Вот вы знаете, когда, к примеру, лично вам лучше всего учиться,
узнавать новую информацию, когда – отдыхать, когда – пахать как лошадь, и в
какое время вам ни в коем случае не рекомендуется посещать стоматолога? То-то и
оно. А я знаю. Мирча меня научила.
С учетом знаний и опыта, полученного на тренинге, каждый из его участников может
теперь составить для себя план – имеющий наибольшие шансы на реализацию – хоть
на день, хоть на год. Каждый может
организовать режим дня - максимально эффективный лично для него, с учетом всех
индивидуальных особенностей.
Мирча рассказала об общих принципах, правилах,
подходах к планированию. Оказывается, в этом деле столько тонкостей, деталей, нюансов,
которые нужно знать! И ведь что интересно – и здесь тоже нет общих
рекомендаций, все индивидуально! Разные люди все делают по-разному. Кто-то
начинает читать книгу с первой страницы, а кто-то для начала обязательно должен
заглянуть в середину, а потом и в конец истории. Так и с планированием. Одним
людям нужно структурировать каждый свой день, двигаясь постепенно, шаг за шагом
(день, неделя, месяц) и выходя на уровень годового планирования. А другим
сначала надо простраивать свой год наперед, а уж только потом постепенно
переходить на конкретные пути и способы достижения этих глобальных целей.
Боже мой, имеет даже значение и то, когда именно вы
будете составлять свой план – совсем не любой день походит для занятия таким
таинством!
3.
Алиса: «А
куда мне идти?»
Чеширский Кот: «А это зависит от того, куда ты хочешь
прийти…»
Диалог из
сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»
То, что напрягало меня, пожалуй, больше всего – это как
раз формулировка целей, определение точки на внутренней карте, куда же я
все-таки хочу прийти. Но и эта часть тренинга прошла легко: цели написались как
будто сами собой. Надо же, оказывается все так просто!
4.
«…Что остается от сказки потом,
После того, как ее рассказали?»
Отрывок из
песни к радиоспектаклю «Алиса в стране чудес»
Я, конечно, рассказала далеко не обо всех аспектах
тренинга. Было и еще много чего интересного – для понимания себя и других.
Много пищи для размышлений, материала для инсайтов, информации для наматывания
на ус и поводов для радости.
Но хорошо бы в конце тренинга вспомнить самое его
начало. Те представления о планировании, которые у меня были до того, как. И здесь тоже – как в
первом классе на уроке математики: что-то нужно отнять, что-то – прибавить.
Итак, что ушло?
- Скука
- Тревога, что не получится
- Груз ненужной
ответственности (я ведь планирую только для себя, соизмеряясь со своими
силами и темпом жизни, и, если надо, я всегда могу внести необходимые
коррективы).
Что пришло?
- Четкое понимание, КАК планировать
- Радость, удивление от узнавания нового о себе.
Что остается?
- Желание и решимость прожить свою жизнь полно,
интересно и творчески. Прожить СВОЮ жизнь.
Екатерина БАЯНОВА
|